Речевая готовность к школьному обучению

Речевая готовность к школьному обучению предполагает, что у дошкольника должны быть сформированы следующие навыки:

Усвоена звуковая сторона речи

Ребёнок правильно выговаривает все звуки, не заменяет и не искажает их.Часто родители считают, что раз их ребёнок правильно произносит все звуки, то и речевых проблем у ребёнка быть не может. Но если представить нашу речь как систему, то она похожа на айсберг, где произношение – это его видимая над водой часть. Но это лишь малая часть, она основана на других более значимых составляющих.

Ребенок правильно произносит слова сложной слоговой структуры.

Не “проглатываются” и не меняются местами слоги, не искажается слоговой состав.

Пример: «велапидист» – велосипедист, «иструменты» – инструменты, «фикульстура» -физкультура, «аквариа» – аквариум.

Сформированы фонематические процессы.

Это умение различать в словах звуки по звонкости-глухости (бочка – почка), по твердости – мягкости (угол – уголь), дифференцировать свистящие – шипящие звуки (крыса – крыша), соноры (рак – лак, малина – Марина).

Готовность к анализу и синтезу звукового состава речи.

Ребенок умеет выделять заданный звук из слова: «Есть звук «С» в слове «песок» или нет?». Малыш называет первый и последний звук в словах, определяет место звука в слове (в начале, в середине, в конце), а также их количество и последовательность. Дети умеют определять количество слогов («частей») в слове, а также количество слов в предложении.

Важно научить будущего первоклассника самостоятельно придумывать слова с каким-либо звуком.

Развита слухо-речевая память.

Способность запомнить и повторить предложение из 7-8 слов после двукратного предъявления. Пример: Весной распускаются цветы: ландыши, нарциссы, фиалки, тюльпаны.

Словарный запас должен быть шире обиходно-бытовой тематики.

Дети умеют адекватно пользоваться всеми частями речи, владеют

тематическим словарём по следующим лексическим темам: семья, домашние – дикие и животные, птицы, фрукты, овощи, профессии, спорт, деревья, цветы, одежда, обувь, виды транспорта.

Важно, чтобы ребенок знал названия частей предметов, слова-синонимы (смелый, храбрый, отважный), антонимы, обозначающие размеры предметов (короткий – длинный. широкий – узкий ит.п.) и другие признаки, порядковые числительные «первый», «второй», «третий»…

Иметь грамматически правильно оформленную речь.

Уметь пользоваться различными способами словоизменения и словообразования ( стол – столик, ковер – коврик, варенье из вишни – вишневое, сок из ананаса – ананасовый).

Уметь образовывать и использовать в речи имена существительные в единственном и множественном числе (ухо – уши, лист – листья, много карандашей, пней лис).

Согласовывать имена существительные с именами прилагательными (коричневая юбка, коричневое пальто), правильно употреблять в речи относительные и притяжательные прилагательные (металлический грузовик, лисий хвост, медвежье ухо);

Уметь употреблять не только простые, но и сложные предлоги.

Примеры грамматических ошибок: «У меня нет красивых платий. Мы видим лошадёв. В угле комнаты стоит мягкая кресла. Мяч выкатился с-под стола».

Достаточный уровень развития связной речи.

Ребенок может логично и последовательно передать содержание сказки, рассказа. Может самостоятельно составить рассказ по тематической картинке и по серии сюжетных из 3 – 4-х картинок. Не нарушает причинно-следственные и временные отношения, не выпускает существенные детали. В речи использует сложные предложения.

Владеет нормами речевого этикета: использует принятые нормы вежливого речевого обращения (обращаться в соответствии с возрастом собеседника, внимательно его слушать, задавать вопросы, строить высказывания кратко или распространенно).

Дата: 03.07.2013

Автор: Детский сад 16, Каменск-Уральский

Используемый источник: http://detsad16.gorodku.ru/

Используемая литература:

Изображение к статье: Яндекс.Картинки

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомление о
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments
0
Would love your thoughts, please comment.x
()
x
Authors and creators of the site © 2020 Andrey Khomutov & Natalia Khomutov