Женщины на поле боя. Продолжение

Женщины на поле боя. Продолжение

Продолжая тему медсестер на войне, и чьи образы запечатлели для нас художники, нельзя не вспомнить картину Бориса Неменского «Машенька. Сестры наши». 1956. Художник  сам прошёл многие фронты, участвовал в битве за Одер и в штурме Берлина. Был награждён медалями «За боевые заслуги» и «За победу над Германией».

Работая с «Машенькой», автор создал четыре полотна, отличающихся друг от друга по центральному образу, но схожих по сюжету. В картине много простой человеческой поэзии: одна медсестра спит, а вторая сидит, освещенная керосиновой лампой. У нее очень светлое, прозрачное, задумчивое лицо, полное смирения и кротости. Мы чувствуем, что девушка готова выдержать всё, лишь бы спасти, вылечить, вернуть к жизни и к бою израненных солдат.

Автор так рассказывал о своей работе: «На фронте я много общался с медсестрами, и этот опыт, воспоминания об этом общении вылились в идею написать «Машеньку», — «На войну я пошел девятнадцатилетним пацаном, а они, наши медсестры, были такими же юными девчонками. На фронте сестра помогает раненому бойцу, когда тот находится между жизнью и смертью, дарит ему заботу и душевное тепло. Для меня картина «Машенька» стала ожившим воспоминанием обо всех тех Катях, Анях и, конечно, Машах, что я встречал в войну».

Глубоким лиризмом проникнут небольшой по размерам, скромный по живописи портрет-картина Григория Шегаля «В свободную минуту. Медсестра» 1945. «Военная медсестра в раздумье прислонилась к бревенчатой стене дома. Невеселы ее думы, как и нелегка фронтовая жизнь. Но сколько нерастраченных душевных сил, нравственной красоты и внутренней стойкости в этом юном «солдате». Мы чувствуем, что кончится короткая свободная минута, и девушка, приняв свой обычный бодрый и подтянутый вид, пойдет вместе со своими друзьями продолжать дело, не менее важное и трудное, чем ратный подвиг». (Отрывок из книги Л. С. Зингера «Советская портретная живопись 1930-х-конца 1950-х годов.)

Среди военных произведений особо выделяется картина, названная коротко, с любовью — «Сестрица» (1953) Марата Самсонова. Автор создал удачный образ русской девушки-медсестры, которая ведет с передовой раненого воина с перевязанной головой и несет также его оружие. В ее глазах — вера в победу. Вокруг — напряженный боевой пейзаж: горит подбитая пушка, валяются стреляные гильзы, вдали угадываются очертания противотанковых ежей. А пейзаж для этого художника — важный сопутствующий элемент, который призван усиливать драматизм происходящего. 

——

Источник: Централизованная библиотечная система Каменск-Уральского ГО (им. А.С. Пушкина)




Подписаться
Уведомление о
guest
0 Новостей, событий, отзывов, комментариев
Встроенные Обратные ссылки
Просмотр всех комментариев