Везучий король Голливуда. Кларк Гейбл, который хотел быть актером


Актера и оскаровского лауреата прозвали «Королем Голливуда». Разумеется, неофициально — просто какое-то время назад было модно раздавать такие лестные звания; Элвис Пресли, например, стал «королем рок-н-ролла», а Майкл Джексон — «королем поп-музыки». У них, конечно, были заслуги, которые позволяли претендовать на эти титулы; было также множество «принцев», «принцесс» и «королев», причем в каждом направлении и стиле.

У Гейбла тоже были заслуги — и немалые, но перед кино, так что «королем» он стал по праву. Правда, у него были и темные стороны вроде запойного алкоголизма, но о них — благодаря специалистам киностудии MGM по работе со СМИ — так никто и не узнал. Фактически Кларк Гейбл был известен публике только так, как хотелось большим кинокомпаниям.

Звезда родилась

Кларк Гейбл почти ровесник века — он родился 1 февраля 1901 года в штате Огайо. Актером он захотел стать ещё подростком, но вот воплотил свою мечту в жизнь лишь спустя несколько лет. Любопытно, что он сначала сумел устроиться в одну из театральных трупп, и лишь потом озаботился получением соответствующего образования. Ну а окончательный лоск на него навела Джозефина Диллон — театральный менеджер из Портленда: она оплатила стоматолога и стилиста, поработала над его манерой двигаться и осанкой — а заодно и над речью. В итоге и получился тот Гейбл, который скоро завоевал сердца миллионов. Ну а Диллон, несмотря на разницу в возрасте (она была на 14 лет старше) стала его первой женой.

Как стать звездой

Студийная система 30-х работала так, что актер, заключивший контракт с кинокомпанией, должен был постоянно быть занят. Гейбл оказался востребованным с приходом звукового кино — сказалась дрессировка Диллон (с которой он развелся как раз перед тем, как стать звездой) и последующий театральный опыт. Он подписал контракт с MGM, и уже в 1931 году фильмография Гейбла пополнилась дюжиной новых картин. За такую эксплуатацию он получал поначалу $650 в неделю — заработок хороший, но совсем не звездный.

Впрочем, студия со своей стороны делала всё, чтобы «раскрутить» своё новое приобретение — и речь не только о том, что пиар-менеджерам приходилось покрывать неблаговидные поступки Гейбла. Его путь в звезды первой величины был просчитан и посчитан. Был разработан имидж актера. Ему в пары ставили самых известных актрис того времени. Было продвижение в прессе. И всё это в итоге сработало.

Кадр из фильма «Унесённые ветром», 1939 г.

Любимец публики

Опекали Кларка Гейбла, конечно, плотно. Луис Майер, тогдашний глава MGM (ему принадлежит последнее M в этой аббревиатуре), чуть ли не в приказном порядке запретил актеру встречаться с одной из звезд 30-х, актрисой Джоан Кроуфорд. Но игра стоила свеч — он всё больше и больше привлекал внимание зрителей. А заодно и своих коллег-кинематографистов.

Он играл героев-любовников, жестких парней с улицы, готовых почти на всё. И этот имидж приносил дивиденды. Уже в 1934-м Гейбл получил «Оскар» как лучший актер за главную роль в романтической комедии «Это случилось однажды ночью». И забавно, что это был проект не MGM, а студии Columbia Pictures, которой его просто-напросто «одолжили» на время — ведь актер должен работать, а не простаивать. Впрочем, награды интересовали продюсеров всё же во вторую очередь. «Раскрутка» Гейбла давала результат — фильмы с ним окупались, он был одной из самых прибыльных звезд 30-х. И его постоянно снимали, а он не мог отказаться.

Кларк Гейбл и Клодетт Кольбер. Кадр из фильма «Это случилось однажды ночью», 1934 г.

Ретт Батлер и Мамушка

От роли в экранизации романа Маргарет Митчелл он тоже не мог отказаться — студийные обязательства были выше его желаний. У другой звезды 30-х, актера Гэри Купера, свободы оказалось побольше — и он отклонил предложение сняться в фильме, который заранее считали провальным. А вот насчет Гейбла продюсер Дэвид Селзник каким-то образом договорился с MGM — и не оставил актеру шансов. Конечно, все прогнозы оказались неверны. «Унесенные ветром» оказались кассовым хитом, заработав за несколько релизов около $400 млн; по прикидкам в 2007 году это соответствовало примерно $3,3 млрд — с учетом инфляции. Такой выручки (даже с разными коэффициентами) не добилась ни одна картина за всю историю кино.

Но «Унесенные ветром» примечательны не только этим. В те годы в США ещё действовал сегрегация, и на съемочных площадках были отдельные гримерки и туалеты для белых и цветных актеров. Кларк Гейбл возмутился этим обстоятельством — хотя тогда это было чуть ли не в порядке вещей — и добился хоть какого-то подобия равноправия. Он пытался проигнорировать и премьеру фильма в Атланте, на которую не пускали исполнительницу роли Мамушки (актрису Хэтти Макдэниел), но та уговорила его всё же выполнить свою часть обязательств. Они, кстати, долгое время были друзьями.

«Унесенные ветром» помогают всегда

В годы войны Кларк Гейбл записался в армию, был стрелком-наблюдателем, летал на боевые вылеты и был на волосок от смерти. Уволили его в 1944-м в чине майора; любопытно, что его рапорт на увольнение подписывал ещё один голливудский актер и будущий президент США Рональд Рейган. Вернуться в прежний ритм было нелегко, но Гейбл справился.

Он, конечно, снимался не так часто, но оставался звездой и приносил студии прибыль — по его мнению, из-за регулярных перевыпусков в прокат «Унесенных ветром». Но звездных ролей у него больше не случилось, как и номинаций на «Оскар», а Батлер остался его визитной карточкой. Лишь в самом конце жизни Гейбла дважды номинировали на «Золотой глобус», оставив в итоге без наград. Скончался актер в 1960 году, в возрасте всего 59 лет — от сердечного приступа. Его единственный законный сын — от пятой жены Кей Гейбл — родился спустя несколько месяцев после смерти отца.

Источник: АиФ

——

Перейти в раздел: Свежие новости РФ и Мира



Подписаться
Уведомление о
guest
0 Новостей, событий, отзывов, комментариев
Встроенные Обратные ссылки
Просмотр всех комментариев